Королевские ботанические сады Кью (Англия)

Королевский ботанический сад Кью широко признан как один из ведущих ботанических центров, в которых оказываются консультационные и практические услуги по охране растительности и грибов. Программа охраны охватывает широкий круг находящихся в опасности растений и их ареалов. Существующие здания, утраченные монументы, новые и старые сады и пейзажи, ботанические коллекции и места работы в Кью – всё это является частью наследия Кью наряду с людьми, которые вдохновляли, проектировали и создавали всё это.

3 июля 2003 года королевский ботанический сад Кью был официально внесён в список Мирового Наследия ЮНЕСКО.

Альпийские павильоны (Альпийский домик)

Альпийские павильоны стоят в садах Кью с 1887 года. Первый был увеличен в 1891 году, а потом ещё раз в 1938, когда он был перестроен в традиционном стиле на кирпичном фундаменте с деревянными стенами и пологой стеклянной крышей. Второй альпийский павильон закрылся в 2004 году, когда было задумано строительство совершенно нового павильона. Альпийские павильоны дают возможность выращивать альпийские растения в местах, которые существенным образом отличаются от естественных условий их произрастания. В природных условиях зимой альпийские растения спят, укрытые снежным одеялом от осушающего действия холодных ветров.

Дворец в Кью

Дворец в Кью – это самая маленькая и наиболее личная из королевских резиденций. Четырёхэтажное кирпичное здание было построено в 1631 году Самуилом Фортри — купцом голландского происхождения, чьи инициалы, а также инициалы его жены Катерины можно увидеть над входом. Здание построено из красного кирпича, уложенного особым образом, который называется фламандская перевязка, когда кирпичи укладывают попеременно то торцом, то боком. Остроконечный фасад придаёт дому голландский вид. Более поздние изменения включали установку новых подъёмных окон. Дворец Кью подчиняется администрации исторических королевских дворцов. Недавно там производились масштабные реставрационные работы, и в апреле 2006 года он вновь был открыт для публики.

Пагода и Японские ворота (Chokushi-Mon)

Территория вокруг пагоды вполне естественно фокусируется на самой структуре как таковой. Пагода является самым важным сохранившимся архитектурным элементом архитектора Уильяма Чемберса. Аллея пагоды – это основная ось ландшафтного проекта Нэсфилда Бартена, вдоль которой высажены парные широколистные деревья на фоне вечнозелёных.

Другим воплощением восточного влияния является Чокуши Мон (Chokushi-Mon) — японские ворота и пейзаж. В середине 18 века в Английских садах существовала мода на китайское, и Уильям Чемберс, её большой поклонник, активно распространял её и противостоял тоже популярным природным линиям своих современников, таких как Браун.

Пагода была завершена в 1762 году. Десятиэтажная восьмигранная конструкция имеет высоту 163 фута и была в то время самым высоким китайским зданием в Европе. Начиная с первого этажа, пагода постепенно сужается: каждый последующий этаж меньше предыдущего по диаметру и высоте на один фут. Изначально здание было очень красочным и ярким; крыши из листового железа были покрыты лаком, на каждом углу располагались фигурки дракона. Всего их было 80. Они были вырезаны из дерева и покрыты настоящим золотом.

Палм-хаус, или пальмовая оранжерея (Palm House)

Построенная в 1844 – 1848 годах Ричардом Тёрнером по чертежам Децимуса Бёртона пальмовая оранжерея является самым узнаваемым зданием в Кью. Она занимает особое положение, будучи самым важным строением из стекла и металла, сохранившемся с викторианских времён. По значимости для людей пальмы занимают второе место после трав. Почти 70% всех видов пальм произрастают во влажных тропических джунглях, которые являются одним из самых угрожаемых ареалов обитания на земле. В пальмовой оранжереи созданы условия, аналогичные условиям влажных тропических лесов. Примерно четверти пальм, выращиваемых в оранжерее, в естественных условиях грозит уничтожение, как и половине саговников, которые называют живым ископаемым тропиков. В пальмовой оранжерее также нашли своё место множество растений, имеющих большое экономическое значение, которые выращиваются для получения фруктов, древесины, специй, волокна, ароматических веществ и лекарств. На всей территории оранжереи, за исключением центра, растения сгруппированы по географическому признаку, а в центре собраны самые высокие экземпляры, нуждающиеся в полной высоте купола.

Хранилище принцессы Уэльской

Оранжерея принцессы Уэльской названа в честь основавшей сад Августы, принцессы Уэльской, и была открыта принцессой Дианой, принцессой Уэльской в июле 1987 года. Это самая сложная из общедоступных оранжерей Кью содержит 10 климатических зон под одной крышей. Вся аппаратура контролируется компьютерами. Большую часть территории занимают две зоны: сухие тропики и влажные тропики. В оранжерее ещё 8 более мелких климатических зон, каждая из них создана для специальных нужд определённой группы растений. Все растения находятся в условиях, максимально приближенных к естественным, с папоротниками, приникшими к скалам и лианами, поднимающимися по опорам. Проложенные на разных уровнях тропинки позволяют посетителям приблизиться к растениям и рассмотреть их самые мелкие детали. Среди прочего в оранжерее принцессы Уэльской можно увидеть бананы, имбирь, ананасы и орхидеи.

Каменистый садик

Каменистый сад был построен в 1882 году. Изначально он должен был напоминать Пиренейскую горную долину. Эта часть сада площадью в полгектара недавно претерпела изменения и теперь включает так же болота и водопад. Влажные овраги, водяные и другие специальные элементы пейзажа позволяют культивировать целый ряд разнообразных растений, в основном альпийских, средиземноморских и лесных влаголюбивых растений. Местность, занимаемая сейчас клумбами, была огородом, когда сад принадлежал королевской семье. Он был подарен государству королевой Викторией в 1846 -1847 годах. Сегодня в летние месяцы клумбы представляют собой самое живописное место в Кью, где выращивается коллекция из более чем 3000 различных типов трав, что отражает научную важность коллекции растений в Кью.

Темперейт-хаус

Павильон умеренного климата – самый большой павильон для растений в мире и самая большая в мире стеклянная конструкция, сохранившаяся с Викторианских времён. Павильон умеренного климата – ещё один всемирно известный проект Децимуса Бёртона. Нежные древесные растения из районов умеренного климата всегда составляли основную часть коллекции растений в садах Кью. В Викторианские времена коллекция пополнялась очень интенсивно и оранжерея, и другие здания быстро переполнялись растениями. И в 1859 году было принято решение построить ещё один застеклённый павильон, чтобы дополнить пальмовую оранжерею. Сегодня растения располагаются по географическим зонам, что и предусматривалось в первоначальном проекте Бёртона. Число этих зон значительно увеличилось по сравнению с его замыслом. В коллекции растений множество прекрасных эффектных образов, которыми заслужено восхищаются посетители, но коллекция этим не ограничивается.

Дом кувшинки (водяной лилии)

Павильон водяной лилии — ещё одно классическое здание Кью. Работа по металлу принадлежит Ричарду Тёрнеру. Построенное в 1852 году, оно в те времена было самым широким однопролётным зданием из стекла в мире, спроектированным вокруг цементного бассейна диаметром 11 метров, в котором должно было разместиться самое любопытное растение – гигантская амазонская водяная лилия. Полностью застеклённое стальное здание павильона водяной лилии в плане квадратное с выступающим прямоугольным портиком. Его колонны покоятся на низком каменном постаменте. По замыслу оно похоже на пальмовую оранжерею, но более простое в отделке. К сожалению, гигантская амазонская водяная лилия не прижилась в этом павильоне, и в 1866 году он был отдан медицинским и кулинарным растениям. Здание было отремонтировано в 1965 году, когда ликвидировали разрушения, причинённые во время войны, и заменили оконные переплёты на алюминиевые. В 1992 году были поставлены оконные переплёты из нержавеющей стали.

До сегодняшнего дня Королевский Ботанический сад Кью сохранил своё значение благодаря череде страстных коллекционеров, учёных–мечтателей, вдохновлённых ландшафтных архитекторов и преданных садовников, которые на протяжении многих лет растили и развивали сад и его коллекции.