Вюрцбург: Резиденция и другие достопримечательности

Расположенный в долине реки Майн, в центре самой известной винодельческой области Баварии (Bayern) — Нижней Франконии (Unterfranken) – Вюрцбург (Wurzburg) – это город с богатой историей. Он находится в долине реки Майн (Main) на полпути между Франкфуртом (Frankfurt am Main) и Нюрнбергом (Nurnberg) на автобане Франкфурт – Мюнхен (Munchen).

Вюрцбург – это барочный город, считающийся жемчужиной романтического пути. Один из самых элегантных и роскошных дворцов Европы – это Резиденц. Это дворец в стиле Барокко, где жили епископы, когда спускались из крепости на вершине холма. Центр Старого города был перестроен вокруг Собора Святого Килиана (Wгrzburger Dom) и представляет собой компромисс между сохранением наследия города и ответом на запросы, предъявляемые современным городом. В городе были построены многочисленные церкви. Можно назвать, не отдавая ни одной из них предпочтения такие церкви, как Marien Chapel (Marienkapelle), Вюрцбургский кафедральный собор, церковь Ноймюнстер (Neumunster) и церкви Святого Михаила, Святого Стефана и Святого Петра.

Вюрцбург славится прекрасной немецкой едой и франконийским вином. Вюрцбург – университетский город, чьи виноделы производят хорошее сухое белое вино в бутылках уникальной формы – Боксбойтель (Bocksbeutel).

Старый мост через Майн в Вюрцбурге, по обеим сторонам которого стоят барочные статуи Святых, ведёт к кварталам на левом берегу Майна. Со Старого моста вы можете наслаждаться фантастическими видами на крепость Мариенберг (Marienberg), паломническую церковь Капелле и знаменитые виноградники. Мост построили в период с 1473 по 1543 год на месте старого романского моста. Отличительные статуи cвятых были добавлены около 1730 года.

Могучая крепость Мариенберг (Festung Marienberg) стоит над рекой Майн, возвышаясь над городом. Крепость построили в период с 1200 по 1600 год, и в течение 450 лет она была резиденцией епископа. Сейчас там находится два музея: музей Майна и Франконии и музей Фурстенбау (Furstenbau Museum). Первым замком на Мариенберге — холме, который был впервые заселён в конце Бронзового века – возможно, был небольшой форт, построенный в начале 8 века герцогами Франконии и Тюрингии, рядом с которым была церковь, ставшая первой церковью епископов Вюрцбурга.

Резиденция Вюрцбурга

Вюрцбургскую резиденцию, или Дворец Резиденц (Wurzburger Residenz) считают самым красивым дворцом в стиле барокко в Германии. Большая площадь, почти угнетающе обширная и, хотя изначально так не предполагалось, пустая — на её фоне дворец выступает как гора среди нагромождения домов старого города. Тем не менее, архитектура дворца и огромное пространство площади во многом динамически связаны. Тот факт, что площадь поднимается к центру, изгибаясь наподобие кипы, является очень важным элементом в общем ансамбле, так, что выступают в выгодном свете многие аспекты дворца. Это гигантское здание имеет множество различных аспектов. На первый взгляд доминируют два блока с обеих сторон, фасады которых разделяются и продолжаются вокруг угла как боковые фасады, в то время как двор с жилым корпусом исчезает, если можно так выразиться, позади горизонта в виде шапочки. Тогда массивное здание открывается, чтобы раскрыть небольшую площадь, на которой находится парадный подъезд, который был первоначально отделён от площади красивыми декоративными воротами. Фасад имеет четыре яруса, основание и первый этаж с бельэтажами над каждым из них. Угловые павильоны имеют фронтоны только со стороны города, в то время как сторона, находящаяся перед парадным подъездом, имеет просто горизонтальный фронтон. За счёт этого боковые фасады выглядят скорее устрашающе, по сравнению с праздничным главным фасадом. Комплекс зданий опускается к центру, несмотря на огромный декоративный фронтон выше центральной выступающей части. Структурные части и архитектурные сочленения были покрашены в серебристо-серый цвет на жёлто-охристом фоне, в то время как классические скульптуры были белыми. Пропорции этого огромного комплекса зданий могут быть измерены двумя меньшими идентичными дворцами с обеих сторон Резиденц.

Сад Вюрцбургской резиденции

Сад дворца с цветниками, которые меняются в зависимости от времени года, разработан в 18 столетии с прекрасными фонтанами, кустами и гравийными прогулочными дорожками. Хотя история садов дворца столь же стара, как и сам Резиденц, только при епископе Адаме Фридрихе фон Зайнсхаймше, когда дворец в основном был готов и внутри и снаружи, проект садов начал развиваться и не имел стадий предварительного планирования. Планы были обусловлены архитектурой дворца и особенностями ландшафта. Резиденц – это комплекс, где представлены многие различные типы архитектуры. Однако, вся область садов более чем в три раза меньше площади Резиденц. Тем не менее, с самого начала не предполагалась классическая французская планировка с каналами и дорожками, простирающимися далеко к горизонту. Резиденц и его сады не только должны были уважать существующие виды рельефа, они должны были включать их. В самых ранних планах восточный сад появляется или как равнина с шестью бассейнами, или уже как террасный сад с каскадами. Обе версии предусматривали оранжерею в конце расширенной главной оси. На данном этапе проект южного сада был строго симметричным с четырьмя клумбами правильной формы, окружающими центральный бассейн.

Комнаты Вюрцбургской резиденции

Рассмотрим некоторые из самых интересных комнат во дворце Резиденц поближе.

Vestibule. Главная особенность этой комнаты — контраст между ее необычной шириной и непропорционально низким сводом, которые ограничены белым залом, который находится наверху. Свод, где рёбра – это только лепнина, это невероятное достижение инженерной мысли. Дело в том, что потолок абсолютно плоский и перекрывает помещение без какой бы то ни было поднимающей силы. Кажется, что он устремлён ввысь — нет ощущения горизонтальности. В этом большом зале, где свод ничего не поддерживает, может повернуться экипаж. Художественное оформление в неоклассическом стиле, добавленное позже, значительно снижает эффект пространства зала. Лепнина была создана в 1765 – 1766 годах, а гризайли с эффектом обмана зрения чуть позже. Кстати, вестибюль был намного лучше освещён, пока ещё существовали ворота из кованого железа, ведущие в сад и экран окна, датированные 1749 – 1750 годами.

Главная лестница. Архитектура и живопись объединились, чтобы сделать лестницу в Вюрцбурге одним из самых великолепных триумфов светского здания. Изначально узкая по проекту лестница была расширена, чтобы вместить три лестничных пролёта с лестничными площадками и именно такой проект был реализован. Робер де Кот в конечном итоге устранил одну из двух лестниц, которые были изобретением первого разработчика, и вместо этого увеличил другую лестницу, сделав её монументальной с пятью пролётами и галереей. Результатом стала конструкция, великолепная по своей вместимости, которая даже по французским стандартам была самая внушительная. В 1737 году вся лестница была закончена, а к 1743 году был закончен потолок. Первоначально стены лестничной клетки не были цельными вокруг первой площадки, а имели галереи, через которые проходил свет с внутреннего двора. Комплекс лестницы был построен как строительные леса с пятью лестничными площадками, и всё это огромное пространство пронизывал свет.

Garden Hall. Зал сада – широкая комната, имеющая в своей основе поперечный овал. Для площади этого зала он непропорционально низок, однако впечатление изящной лёгкости всё-таки остаётся. Потолок поддерживают не только стены, но также и кольцо прекрасных перпендикулярных колонн. У этих колонн основание и потолочное крепление имеют форму куба, и они стоят в заполненной светом комнате, словно застывшие в вальсе фигуры. Свод легко изгибается, словно бьющая струя фонтана. В результате потолок нависает над стенами как балдахин. Такой тип комнаты чаще встречается в священных постройках, нежели в дворцовой архитектуре. Цвета, используемые в комнате легки и прохладны. Лепные украшения со светло-голубыми мотивами на белом фоне среди искрящихся зеркал полны очарования.

White Hall. Художественное оформление этого зала может быть понято только относительно других комнат в этой анфиладе — вестибюль, зал сада, лестница и имперский зал. Так же, как основные оси поворачиваются на 90 градусов от комнаты до комнаты, чтобы каждый раз показать новые измерения, так и художественное оформление белого зала, который находится под прямым углом и к лестнице и к имперскому залу, разработана в контрасте с роскошными цветами фрески Тьеполо по лестнице с одной стороны, и с имперским залом с его сверкающим золотом, интенсивным агатом и фиолетовым цветом с другой. Лепные украшения выделяются на бледно-сером фоне. Этот эффект усиливается с помощью лёгких нюансов жёлтого и тёмно-серых теней, созданных с помощью штукатурки. Лепные украшения для огромного пространства стен этого зала и удивительно высокого сводчатого потолка были закончены всего лишь за несколько месяцев. Это невероятные сроки, тем более что лепное украшение в форме раковины, столь щедро используемое здесь, обычно применяется в художественном оформлении меньших, более личных комнат и кабинетов и редко так успешно вписывается в монументальный интерьер. Лепнина в форме раковины, кажется, вспыхивает то здесь, то там, словно отблески пламени на потолке, рассыпаясь словно искры. Первоначально этот зал был задуман как караульное помещение.

Audience Room. Эта комната была первоначально обставлена в 1738 – 1741 годах по эскизам старого придворного живописца, который со своими учениками был также ответственным за художественное оформление потолка. Здесь, в отличие от других комнат, оно заключается не в лепных украшениях, а в картинах ярких цветов на фоне отполированной штукатурки. Темы «ночь» и «сон» соответствуют с функцией комнаты, которая в 18 столетии была имперской спальней. Сохранилась стенная деревянная обшивка со вставленными картинами. Дерево – легкий грецкий орех с добавленными позолоченными оловянными украшениями, которые должны были производить впечатление тяжёлой золочёной бронзы. Фантастические животные и смешные гномы присутствуют на деревянной обшивке, в то время как фигуры в современных костюмах той эпохи украшают стены со стороны окон и дверные панели. Сине-серая штукатурка под мрамор и позолоченная штукатурка в нишах печи была частично реставрирована.

Mirror Cabinet. Художественное оформление стен зеркального кабинета, завершённого между 1740 – 1745 годами — самый драгоценный интерьер, созданный во дворце Резиденц в Вюрцбурге во время правления епископа Фридриха Карла фон Шёнборна, были полностью разрушены бомбардировками в 1945 году. Зеркальные кабинеты встречаются во многих немецких дворцах эпохи Барокко и Рококо. Как правило – это обшитые панелями комнаты с зеркальными вставками, резными орнаментами и лепниной, где часто выставлялся фарфор. Однако стены зеркального кабинета в Вюрцбурге полностью состояли из зеркальных панелей, задняя часть которых была сделана с использованием специальной техники: или на частично удалённом фоне зеркала были сделаны картины, или на золотом фоне зеркала были выгравированы рисунки, которые потом покрывались тёмным лаком. Таким образом, вместо того, чтобы показывать фигурки из восточного фарфора перед зеркалами, как было принято, богатство экзотических фигур и сцен могло быть включено непосредственно в зеркало. Лепнина на вогнутом потолке, датируемая 1740 годом, — одно из самых прекрасных достижений Антонио Басси (Antonio Bassi).

Red Cabinet. Эта комната в апартаментах императрицы была первоначально предназначена, чтобы быть большим кабинетом с серебряными украшениями на синем фоне. Образная и тонкая лепнина Антонио Басси датируется этой первой фазой планирования. В дополнение к символам музыки, войны, литературы и изобразительного искусства были введены новые натуралистические мотивы, такие как хвойные деревья, сказочные птицы, а также бюсты. Позолоченные лепные обрамления зеркал, пилястров и наддверного пространства скорее сложны по сравнению с простыми позолоченными резными украшениями на белых дверях и деревянной обшивке. Картины, украшающие пространство над дверью оригинальны. Мраморный камин цвета агата с гербом Шёнборнов и чугунная пластина печи, датируемая 1680 годом, привезены из крепости Мариенберг в Вюрцбурге.

Green Room. Эта комната, которая была известна в 18 столетии как зелёная дамасская комната, имеет больше белого цвета с относительно небольшим золочением, в то время как лепные украшения на потолке имеют лёгкий серый фон, фон стены и оформление зеркал – светло-зелёный. Украшение является одной из основных работ Антонио Басси и дают представление о его диком экстравагантном стиле более поздних лет. Лепнина в форме раковины — бунт белого и золотого — искрится от света, отраженного стенными вставленными зеркалами. Рама каминного зеркала, произведённого несколько лет спустя, украшена белыми отполированными фигурами, представляющими четыре континента, а зеркала на пилястрах украшены аллегориями Запада и Востока. Император Наполеон, который останавливался в Вюрцбурге три раза в течение правления великого герцога Фердинанда III Тосканского в 1806, 1812 и 1813 годах, провёл ночь в этой комнате. Государственные кровати и ночные столики из тосканских комнат были поставлены здесь во время его пребывания в 1812 году, когда его сопровождала его вторая жена Мария Луиза, племянница Фердинанда.

Green Lacquered Room. Эта комната украшена и обставлена в 1769 – 1772 годах в стиле позднего рококо Вюрцбурга. Как угловая комната огромного фасада, выходящего на сад, зелёная лакированная комната заканчивает череду северных и южных имперских апартаментов, протяженностью более 165 метров. Это уникальная комната, прекрасное отражение Вюрцбургского позднего рококо и раннего неоклассицизма. Особенный характер комнаты создаётся её люминесцентным зелёным цветом на серебряном фоне, что даёт цветовую глубину и необычную прозрачность, акцентируемую цветами картины. Полный эффект достигается за счёт позолоченных лепных украшений в стиле позднего рококо и картин очаровательных тонов, на которых изображены пейзажи, сцены с амурами, букеты цветов, бабочки и другие. Замечательный инкрустированный пол с узором в перспективе был создан придворным краснодеревщиком Вольтазаром Хэрманом, который создал озадачивающую пространственную иллюзию с использованием тёмного и светлого экзотического дерева.

Court Chapel. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, придворная часовня – одно из самых прекрасных религиозных зданий 18 столетия в Германии. Пилястры простираются через все три яруса юго-западного блока и через восемь осей до поперечного овала. Помимо портала входа, структура интерьера никоим образом не отражена на внешних стенах. Пять овальных сводов: продольный овал в центре, обрамлённый двумя поперечными овалами по обе стороны, вставлен в прямоугольное помещение. В результате остаются только похожие на тимпаны элементы двух промежуточных сводов. Если вместо того, чтобы начать с изгибов свода, сконцентрироваться на структурных элементах и столбах, то можно увидеть, прежде всего, две широкие, подобные лентам полосы такой же толщины, что и фрагменты свода, который сходится наверху. Они охватывают широту церкви и вместе со столбами создают поддержку для трёх оставшихся сводов. Потолочные фрески, в значительной степени, восстановленные со времён войны, первоначально были написаны Рудольфом Бисом и его учениками.